RefiratExE.ucoz.ruВторник, 02.07.2024, 15:54

Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация за терран Регистрация за зергов
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Архитектура и строительство [22]
История архитектурных стилей [7]
Знаменитые архитекторы [4]
Современная архитектура и дизайн [5]

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Последние новости
-->

Главная » Файлы » Архитектура » История архитектурных стилей

УКРАИНСКОЕ БАРОККО
[ Скачать с сервера (10.8 Kb) ] 04.08.2009, 10:26
УКРАИНСКОЕ БАРОККО
   Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и
пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса
гуманистической ренессансной культуры.
   В XVII в. барокко распространился в большинстве
европейских стран. Причём, в одних подражали
итальянским первоисточникам, в других восприняли лишь
отдельные, наиболее соответствующие господствующим в
стране вкусам и художественным традициям особенности
стиля. Так во Франции в XVII в. барокко находит
выражение лишь в некоторых чертах церквей и в
интерьерах зданий, при том, что основным стилевым
направлением Франции XVII в. был классицизм.
   Стиль барокко был противоречивым и
неоднозначным. Так в разных странах он выражал и идею
дворянской культуры времён рассвета абсолютизма, борьбы
за национальное единство, вкусы бюргерства.
   В барокко по сравнению с ренессансом классические
формы приобретают иной характер и иное композиционное
видение. На смену рациональной тектоничности приходит
атектоничность, ренессансная графичность сменяется
живописностью, пластика, ставшая основным средством
художественной выразительности, создаёт беспокойную
игру светотени, в планах и формах господствуют сложные
криволинейные очертания, статичность ренессансных
композиций сменяется бурной динамикой форм,
группируются колонны и пилястры, фасады и интерьеры
зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах широко
используется позолота, лепка, резьба, живописные
плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими по
нему ангелам, разверзшимися сводами и др.
   Достоинства стиля проявились в исключительно
сильных по художественной выразительности принципах
создания архитектурных ансамблей и удивительном умении
органически вписывать архитектуру в окружающую
природу. Главное в нём — поразить воображение человека
необычным, повлиять на его чувства.
   На Украине барокко характеризуется своеобразными
особенностями, в частности использованием традиций
народного искусства. Его самобытный стиль наиболее ярко
проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины,
воссоединённых с Россией в результате освободительной
войны украинского народа 1648-1654 гг.
   На западных землях Украины, оставшихся под
властью польских магнатов, дело обстояло иначе. Иными
были заказчики, их вкусы и требования, иными были и
архитекторы, в основном иностранцы, иными были
традиционные приёмы строительства и строительные
материалы, усиливалась политика католической экспансии.
Именно этой политикой объясняется строительство
большого количества католических монастырей в Галиции,
на Волыни, Подолии и Правобережье.
   Одним из первых зданий, полностью
соответствовавших архитектурному стилю барокко, был
иезуитский костёл Петра и Павла во Львове, построенный в
1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо Бриано. В
плане это базилика с типичным для средневековой
архитектуры высоко поднятым центральным нефом и
аркбутанами над боковыми нефами, т.е. чертами,
восходящими к готической архитектуре. Здание костёла
почти полностью копирует римскую церковь капитула
иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г. одним из
основателей стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль
Джезу становится примером для многочисленных
католических церквей во многих странах. Во Львове по его
образцу с теми или иными отличиями строятся костёл
Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б.  Джизлени) ,
Вознесенский костёл в Рудках (1728 г.) . Характерными для
стиля барокко были также многочисленные небольшие
однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и
другим типам зданий — дворцовым, замковым и прочим
(здание королевского арсенала во Львове, 1635 г.) .
   После завершения освободительной войны и
воссоединения Украины с Россией начался новый этап в
истории украинской архитектуры. На воссоединённых
землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля,
формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и
Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся
под властью Польши, целыми сёлами и городами
переселяется украинское население, основываются новые
города и сёла, растут и застраиваются старые. Западные
центры украинской культуры — Львов, Луцк, Острог
постепенно утрачивают своё значение, уступая место
Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве и новопостроенным
Харькову, Сумам. Повсеместно начинается строительство
церквей, православных монастырей, домов казацкой
старшины — теперь они становится основными
заказчиками. Если раньше каменные здания были
единичными, то теперь их строительство приобретает
массовый характер.
   В XVII в. в России управление всем строительством
было централизовано. Им руководил Приказ каменных дел,
в обязанности которого входили вопросы квалификации
мастеров, посылка мастеров по вызовам заказчика, надзор
за строительством. После воссоединения юрисдикция
Приказа каменных дел распространяется и на украинские
земли, и так как объём строительства был очень велик, на
Украину приезжают русские мастера, причём даже ведущие
архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера
приносят с собой новые приёмы строительной техники и
формы, характерные для русской архитектуры того времени.
Основную массу строителей составляли украинские
мастера, многие из которых позже работали в России.
Работали на Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и
литовские архитекторы.
   Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в
архитектуру создаваемых ими зданий определённые черты,
свойственные их творческой индивидуальности, стиль,
сформировавшийся на Украине во второй половине XVII
в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью
конструктивных и художественных черт, что даёт полное
основание назвать его украинским барокко. Существенным
обстоятельством было то, что католическое барокко,
ассоциировавшееся с деятельностью иноземных
угнетателей, было ненавистно украинскому народу
настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также
католические постройки были разрушены. И вполне
понятно, что новостроящиеся здания не должны были ни в
какой мере на них походить. В связи с этим украинское
барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности.
Компонентами стиля были национальные приёмы типов и
композиций зданий, а также некоторые черты русской
архитектуры, выразившиеся в характере декора.
   Застройка городов Приднепровья и Левобережья
носила усадебный характер. Это резко отличало её от
застройки европейских городов, где чаще всего
соблюдалась регулярная система улиц и сплошная
застройка с тесно прижатыми друг к другу домами. В
приднепровских городах сохранялся принцип
древнерусской планировки — радиально-порядковой,
носившей живописный характер.
   Замечательным памятником жилой украинской
архитектуры конца XVII в., отлично сохранившим свои
первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба в
Чернигове — большой, одноэтажный, перекрытый высокой
двухскатной крышей и треугольными фронтонами на
торцевых фасадах, которые расчленены пилястрами,
ограждающими структуру плана. Фронтоны украшают
плоские фигурные ниши, полуколонки и треугольные
сандрики над окнами. Пластика фасадов и фронтонов
близка по характеру к формам русской архитектуры XVII в.,
но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт
живописную игру светотени.
   К общественным зданиям того времени относится
Черниговский коллегиум, построенный в 1700-1702 гг.
Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с
главными постройками Черниговского кремля и входит в
его ансамбль. В западной части здания — высокая башня,
необычная по форме — на верхнем ярусе её окружают
цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато
декорирован наличниками со сложными фигурными
украшениями.
   К постройкам гражданской архитектуры второй
половины XVII – начала XVIII вв. можно отнести
многочисленные трапезные палаты в православных
монастырях. Очень интересна трапезная черниговского
Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской
архитектуры этого времени М. П.  Цапенко, “подлинный
шедевр национального архитектурного стиля” . Трапезная
построена в 1677-1679 гг. ещё до начала строительства
монастырского собора. К трапезному залу с западной
стороны примыкают сени и хозяйственные помещения, а с
восточной — Введенская церковь с высоким верхом над
центральной частью.
   Наиболее ярко и самобытно стиль украинского
барокко проявился в культовом зодчестве. Цапенко писал:
“Дух времени требовал монументальных образов. Главной
задачей, особенно в XVII – начале XVIII вв., становится
создание выразительного, впечатляющего образа, символа,
памятника содеянного народом в деле национального
освобождения и утверждения национальной культуры.” В
украинских церквях этого периода отмечается несколько
типов, из которых один (главным образом монастырские
соборы) восходит к традициям древнерусской архитектуры,
а остальные — к типам украинских деревянных церквей.
   Первый тип восходит к восстановленным в XVII в.
древнерусским святыням — киевскому Софийскому собору,
собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, особенно,
Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле
считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти
сооружения в основе имели крестовокупольный тип и все
они после восстановления “одеты” в барочную “одежду” ;
надстроены верха, появились пристройки, фасады
украшены декором.
   Старейшее здание этого типа — собор Троицкого
монастыря в Чернигове. В композиции собора сочетаются
традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в
плане, пятиглавый) и западной архитектуры
(базиликальный характер интерьера, башни перед западным
фасадом, барочный фронтон, элементы декора) .
   Но не этот тип зданий был главным в украинской
архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее
выразительно национальные черты проявились в каменных
храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому
времени распространённых. К постройкам этого типа
относится один из лучших памятников украинского
зодчества — трёхчастнный в плане, увенчанный тремя
высокими живописными главами Покровский собор в
Харькове (1689г.) . Это древнейшее сооружение города и
единственно сохранившееся от застройки Харьковской
крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на
подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно
приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь.
Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами,
обрамлёнными наличниками. В объёмно-
пространственном решении отразились традиции
украинской трёхверховой, многозаломной церкви.
   Более распространённым типом храма был храм
пятикамерный, образующий в плане крест, часто с
дополнительными ячейками по углам. Здания с
крестообразным планом, с центрической объёмной
динамической композицией, завершающиеся в
большинстве случаев пятью или девятью верхами, как
правило, ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон
местностях, что определило одинаковое построение
фасадов.
   Старейшим зданием этого типа является
Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-1670
гг. московским архитектором Г. И.  Устиновым. Собор
венчают пять широких восьмигранных барабанов,
перекрытых куполами с высокими, традиционными для
украинской архитектуры завершениями. Композиция
здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В
пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие её с
московской архитектурой XVII в.
   Последним по времени памятником пятиглавых,
крестовых в плане церквей считается Спасо-
Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с
прекрасным лепным декором в характере украинского
народного искусства.
   Русские зодчие, работающие вместе с украинскими
мастерами на Украине, не переносили на украинские
церковные здания типологические и композиционные
черты русской архитектуры, но повсеместно применяли
свойственные ей элементы пластики и декора.
Композиционные черты украинской архитектуры сказались
и на русской архитектуре. Примером этому может служить
Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
   В монументальном зодчестве Киева, Левобережья
Украины в условиях подъёма национального самосознания
украинского народа ярко проявились черты украинского
барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных
особенностях, декоре. Но главная особенность стиля — это
новаторские и вместе с тем традиционные
композиционные приёмы с гармонией и чувством
пропорций, раскрытием внутреннего пространства,
органически сочетаемого с внешними формами.
   В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины
существенных изменений не произошло. Продолжал
развиваться стиль барокко с чертами, характерными для
позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии.
К началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия.
Украинское духовенство принимает унию, католическая
церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь.
В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и 40
костёлов и католических монастырей. Давно миновали
времена, когда в постройках Львовского братства
выражались национальные украинские черты. Во Львове и
других городах западных областей Украины работают
крупные зодчие того времени, сооружается ряд церковных
и гражданских сооружений, выдающихся в художественном
отношении.
   В стиле западного барокко строятся многочисленные
костёлы. Например, Николаевский костёл во Львове (1739-
1745 гг.) с традиционной базиликальной структурой здания.
В тех же формах позднего барокко построен и костёл Софии
во Львове.
   Барочная архитектура Львова достигла своего апогея
в здании Доминиканского костёла. Строился он 1749 по
1764 год по проекту Яна де Витте мастером Мартином
Урбанником. План костела эллиптической формы с
капеллами по бокам. Здание венчает огромный купол на
высоком барабане, играющий большую роль в силуэте
города. У здания пластичный западный фасад с портиком и
лучкообразным фронтоном, что близко к творческой манере
великого зодчего эпохи барокко Франческо Борромини.
Интерьер Доминиканского костела необыкновенно
торжественный, с многочисленными скульптурами.
   Позднее барокко в западных областях Украины
больше всего связано с творчеством Бернарда Меретина,
который за сравнительно короткое время построил храмы
во Львове, Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В
творчестве Меретина большую роль играла скульптура, и он
в большинстве случаев работал со скульптором И. 
Пинзелем. Меретин — мастер того направления позднего
барокко, в фасадах которого чувствуется приближение
классицизма. Во Львове Меретин строит одно из лучших
зданий барочной архитектуры — собор святого Юра на
холме, доминирующем над юго-западной частью Львова.
Собор строился в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного
в своей основе храма преобладают плавные
криволинейные очертания. Уступчатая композиция здания,
венчающего холм, близка к традициям украинского
зодчества.
   К выдающимся памятникам позднего барокко
относится Успенский собор Почаевского монастыря на
Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. по проекту
архитектора Готфрида Гофмана. Строительством руководил
львовский мастер П.  Полейовский. Собор поставлен на
двухэтажной террасе и прекрасно вписывается в
окружающую природу, доминируя над местностью.
Стройные, нарядные башни и фигурный фронтон,
восьмигранный купол со световым фонарём, декор и
белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ,
далёкий от монастырского аскетизма.
   Интереснейший памятник барочной украинской
архитектуры Украины сохранился в Черновцах. Это
Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча,
построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной
II. По плану и композиции она типична для украинских
трёхчастных трёхверхих церквей. Некоторые отличия в
большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного
этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц явно
оборонительного характера. Фасады здания расчленены
пилястрами с капителями коринфского ордера, а купола
завершаются грушеобразными стройными “банями” ,
типичными для украинской архитектуры.
   Несколько иные черты имела барочная архитектура в
Приднепровье и восточных областях Украины в XVIII в.
Новые веяния пришли на Украину после того, как с
украинскими мастерами начали сотрудничать
петербургские зодчие. Но ещё раньше в украинском барокко
постепенно отходят в прошлое приёмы кирпичной
пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой.
Один из ранних таких примеров — великолепный декор
трапезной и собора Выдубецкого монастыря в Киеве,
первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.
   В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего
дома и трапезной Софийского монастыря в Киеве.
Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г. крупного
петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана
Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на
Васильевском острове и других зданий, характерных для
стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником
немецкой архитектурной школы, что проявилось в
некоторой сухости орнамента. В Киев Шедель приезжает по
приглашению Киево-Печёрской лавры для строительства
большой колокольни.
   Колокольня была самой высокой постройкой в
России, её высота составляла 96,5 м. Она была построена,
впервые в украинской архитектуре, по принципу ордерной
архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй
ярус выдержан в формах римско-дорического ордера,
третий — конического и четвёртый — коринфского, то есть
тут использована классическая схема ордерной
архитектоники, известная ещё по зданию римского Колизея.
Барочные черты видны лишь в спаренных колоннах,
раскрепованных карнизах и очертаниях завершения главы.
В строительстве колокольни применена новая для того
времени техника, в частности, специально изготовленные
керамические блоки. Цельные керамические коринфские
капители имеют 154 см в высоту и 140 — в ширину. Как
писал о ней сам Шедель: “Сия звонница в Киево-Печёрской
лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей Руси
и в Европе другой не обыщется… и на вечность оная
звонница стоять будет” .
   Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы
киевского митрополита Рафаила Заборовского и, судя по
характеру форм, ему принадлежит проект знаменитой
Брамы Заборовского, являющейся одним из лучших и
характернейших памятников украинского барокко XVIII в.
Брама — западные ворота Софийского монастыря,
построена в 1745-1746 гг. Над проездной аркой,
оформленной колоннами коринфского ордера, высится
высокий, криволинейного очертания барочный фронтон,
покрытый нежным орнаментом, выполненным
украинскими мастерами.
   Из построек Киева периода работы в нём Шеделя
надо отметить Софийскую колокольню, ставшую, как и
Лаврская, одной из главных доминант города. Над первым
этажом, возведённым ещё в начале XVIII в. в 1744-1748 гг.
были достроены второй и третий ярусы, увенчанные
высокой барочной главой (четвёртый ярус достроят в XIX
в.) . Четырёхугольные, уменьшающиеся кверху ярусы
колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой
(мастера И.  Стобенский и С.  Стобенский) .
   В 1847 г. начинается строительство в Киеве
Андреевской церкви — архитектурного шедевра мирового
значения. Выбор места для строительства не случаен. На
холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в.
была построена церковь, завершавшая перспективу главной
улицы Киева. Центрическая, объёмная композиция нового
здания предопределена с самого начала. Проект церкви
выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь —
одно из ранних произведений архитектора, в котором он
впервые обратился к национальным композиционным
особенностям русского зодчества. Стройный силуэт со
стремительно взлетающим вверх высоким куполом,
завершающимся барочной главкой и четырьмя тонкими
башенками, поставленными по диагонали подкупольного
квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со всех
сторон читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в
панораме прекрасных киевских приднепровских холмов.
Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой
гаммой бирюзовых стен, белых колонн, золотых капителей
и деталей декора.
   Одновременно с Андреевской церковью в Киеве
строится здание Императорского (Мариинского) дворца,
также по проекту Растрелли, вернее, по образу
построенного Растрелли дворца Разумовского под
Москвой. Киевский дворец в первоначальном виде до
наших дней не сохранился (сгорел в 1819 г. и наново
построен архитектором К. Я.  Маевским в 1870 г. в стиле
растреллиевской архитектуры) . Также как и Андреевская
церковь он был украшен барочной пластикой. Андреевскую
церковь и дворец строил архитектор И. Ф.  Мичурин,
работавший главным архитектором Москвы. Мичурин
приезжает в Киев со своей “командой” —группой
архитекторов и учеников, помогавшим ему в строительстве
и самостоятельно строивших некоторые объекты в Киеве.
Так, его ученики Ф.  Панов и М.  Юрасов строят большое
здание Софийской бурсы, в архитектурной пластике и
высокой с заломом крышей видны черты украинского
барокко.
   Настоящим шедевром барочной архитектуры
Украины является колокольня Дальних пещер Киево-
Печёрской лавры, построенная С. Д.  Ковниром в 1754-
1761 гг. Композиционный эффект двухъярусной колокольни
построен на контрасте горизонтальных и вертикальных
элементов. Фасады нижнего яруса подчёркивают
сплошным рустом его горизонтальные пропорции. Лепкой
украшена лишь плоскость над проездом. Верхний ярус
насыщен пластикой, спаренными колонками с
коринфскими капителями на угловых выступах,
орнаментной лепкой, покрывающей все плоскости фасадов.
Колокольня завершается высокой барочной многоярусной
“баней” и четырьмя конусовидными башенками. Лепку
Ковнир выполнял вместе с лаврскими мастерами И. 
Горохом, И.  Шароваром и другими. Вся архитектура
колокольни отличается высоким профессионализмом. В
1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер,
близкую по характеру архитектуры к колокольне Дальних
пещер, но без боковых башенок на углах.
   Велико значение для украинской архитектуры XVIII
в. творчества другого выдающегося русского архитектора —
А. В.  Квасова. Он был из тех русских архитекторов,
которые старались продолжить традиции петровского
барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской
пышной и насыщенной пластикой и декором архитектуры.
А. В.  Квасов приезжает на Украину строить по заказу
Разумовских собор Богородицы в Козельце (1752-1763 гг.) .
По типу это поставленный на подклеть девятикамерный
храм, завершающийся пятью верхами. Боковые главы
поставлены на угловые ячейки по диагонали (как в
Андреевской церкви в Киеве) . В козелецком соборе
угловые ячейки достигают высоты завершающего карниза,
что придаёт композиции главного объема здания цельный
характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской
церкви, типично для украинской архитектуры, как и форма
крылец. Примечателен тот факт, что русский архитектор
сознательно обращается к традициям украинского
зодчества, возможно не без влияния заказчиков —
Разумовских.
   Высокая четырёхъярусная колокольня построена в
формах барокко — с пучками колонн и раскрепованными
карнизами. Под влиянием козелецкой подобные
колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в
Чернигове (1771-1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе
(1770-1776 гг.) .
   Следует особо сказать о пространственной
организации барочных ансамблей, ярче всего
проявившейся в монастырских комплексах. Такие ансамбли,
как Киево-Печёрская лавра, Троицкий монастырь в
Чернигове, Выдубецкий монастырь в Киеве поражают
своей необыкновенной стилевой целостностью и
органическим единством с окружающей природой. В
основе художественной выразительность ансамбля лежит
живописный принцип композиции, характерный ещё для
градостроительства древней Руси. Живописность
подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной лепкой
фасадного декора, нарядным силуэтом верхов и
асимметричной постановкой зданий.
   Барокко — это стиль архитектурных ансамблей.
Большинство ансамблей киевских монастырей
складывались в разное время, часто — ещё в древнерусский
период. Окончательное их формирование происходит в
эпоху барокко, когда создаются новые постройки,
объединяющие ансамбль, строятся колокольни,
становящиеся доминантами ансамблей, монастыри
окружаются стенами и башнями, которые уже не имеют
военно-оборонительного значения, но являются
органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем
зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо:
постройки штукатурят, белят, древние здания, после
реставрации, “одевают в барочную одежду” . Так создаются
цельные в своём художественном выражении ансамбли
Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и
другие монастыри Приднепровья и Левобережья.
   Широко используя достижения западной и русской
архитектуры, украинская архитектура не утратила своей
самобытности и традиций. При рассмотрении архитектуры
Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что
многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с
традиционными приёмами и приёмы характерные для
национального украинского зодчества. В тесной связи и
при содействии русских и западных мастеров на Украине
появился новый стиль — украинское барокко, как и
петровское барокко отличное от западного, и имеющее свои
традиции и особенности, придающие сооружениям
национальный колорит и непревзойдённейшую красоту.
   Литература
Ю. С.  Асеев. Стили в архитектуре Украины. —
Киев., Будивэльнык, 1989. С.  32-49.
Н. Ф.  Гуляницкий. История архитектуры. — М.,
Стройиздат, 1984.
Советский энциклопедический словарь.
Памятники градостроительства и архитектуры
УкрССР. Том 4. — Киев., Будивэльнык, 1986. С. 
261-337.
Архитектура Украинской ССР. Том 1. — М.,
1954.
Категория: История архитектурных стилей | Добавил: Lesnik_58
Просмотров: 1124 | Загрузок: 74 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Последние файлы

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • F@N@T g SNAIK pro-visit ©31 07 2024